Республика Татарстан, г. Казань, КРЦ "РОДИНА", ул. Баумана, д. 44/8

Бесплатная парковка

 

 

 

Акварель как исповедь души.

«Гайша Абдрахмановна Рахманкулова. Невысокая, с живыми глазами, всегда с интересом наблюдающими за окружающим. Доброжелательная, всегда энергичная, активная, порывистая, улыбчивая, всегда в движении. Её интересовала колоритность, живописность во всём - людях, их лицах, одежде, характере, взгляде, движениях; в различных предметах, их формах, цвете, в их сочетаниях с другими предметами, вещами, тканями, не говоря уже о её восхищении разнообразием цветов, фруктов, их очертаниями, ароматами…

Гайша Абдрахмановна очень любила жизнь, всегда находила в ней глубокий смысл, заложенный во всех её проявлениях и выражающийся, раскрывающийся в богатстве красок, их сочетаниях, их отражениях в природе, лицах и душах людей.

Акварели Гайши Рахманкуловой не просто праздник цвета, но праздник, заставляющий эти цвета петь, звучать. И это позволяет говорить о   произведениях художницы как о цветомузыкальных творениях. Цвета в них светятся как бы изнутри – то усиливаясь, то затихая.

Г. А. Рахманкулова, - без сомнения, - одна из классиков изобразительного искусства Татарстана. Считали, что она «одна из многих» талантливых акварелистов республики, творчество её единственно и индивидуально. В этом его значение и то будущее, которое ожидает её творчество.»

Дина Валиева

Академик наук Респ. Татарстан. Ин-т яз., лит. и искусства им. Г.И. Ибрагимова

                                                                                          

В царстве акварели.

 «Акварель – особый, своеобразный вид живописи. Не каждому удаётся постигнуть её тайны и выгодно использовать её возможности. Только на первый взгляд техника акварели, особенно в её чистом виде (каковыми являются работы Г. Рахманкуловой), кажется простой. На самом деле профессиональное овладение ею – вещь довольно сложная. В акварели, как ни в одном виде изобразительного искусства, органически переплетены два начала: эстетическая концепция художника и его мастерство, иными словами, материальное воплощение эмоционального образа.

Г. Рахманкулова – колорист. Реальный мир она воспринимает как сложный комплекс цветовых отношений. Это её волнует и творчески настраивает. Поэтому у неё особая любовь к цветам. Их целая серия: «Черёмуха», «Белые маки», «Подснежники», «Шиповник», «Ромашки», «Флоксы» во многих вариациях и сочетаниях. Все они написаны сочно, доминирует цветовая масса. Цветы слегка орнаментированы, что придаёт им какую-то особую обаятельность. Орнаментированность не приобрела характера декоративизма, наоборот, пластический элемент остаётся преобладающим. Нет оконтуривания и светотеневой моделировки, но зритель чувствует и объём, и весомость.

Работы Гайши Рахманкуловой утверждают её талант, мастерство акварелиста и большие потенциальные возможности, являющиеся надёжной основой для дальнейшего успешного творческого труда.

Баки Урманче

советский татарский живописец, скульптор, график. Народный художник РСФСР, народный художник ТАССР, заслуженный художник Казахской ССР, лауреат премии имени Габдуллы Тукая.

Опубликовано: Советская Татария. 10 февраля 1974 г.

 Сквозь призму сердца.

 «Знакомство с произведениями Гайши Рахманкуловой дарит радость встречи с большим и высоким искусством. Оно делает человека сердечнее и чище, добрее, доверчивее, распахивает душу навстречу прекрасному.

Экспозиция произведений Рахманкуловой – как негромко звучащая музыка, постепенно всё более и более завораживающая. От открывающих её написанных маслом пейзажей зритель переходит к акварельным работам художницы. Уголки Казани, её скверы и площади. Интерьеры домов с любовно сохраняемым уютом национальной народной культуры. Задумчивая тишина натюрмортов. Праздничные демонстрации на площади. И портреты, на которых отражено то неповторимое, удивительное в человеке, что поразило, взволновало художницу.

Из потребности передать восхищение, откликнуться сердцем возникают целые циклы, такие как « Площадь Свободы», «Артисты татарского театра», «Артисты театра «Ромэн».

И ещё: её искусство свежо и молодо, несмотря на большой творческий путь, имеющийся за её плечами. Этот путь отчётливо делится на два равных отрезка: до и после того, как открылся в ней мастер акварельной живописи. Это счастливое открытие в себе Рахманкулова сделала лет двадцать назад, от выставки к выставке высвечивались грани оттачиваемого ею мастерства, постепенно переходя в уверенную зрелость. Не торопясь, переходя от работы к работе – проникаешься тем, что вложено автором в каждую из этих акварелей, где мир пропущен сквозь призму сердца.»

Л. Елькович, кандидат искусствоведения

Опубликовано: Советская Татария, 11 ноября 1981 г.

 Праздник цвета.

«Когда смотришь на работы Г. А. Рахманкуловой, невольно ловишь себя на мысли: где, у кого видел такое же буйство цвета? Может быть, в натюрмортах К. Коровина? Или  у П. Кончаловского? Ассоциации эти возникают неспроста: эти художники создали удивительные полотна – этюды в своеобразной «репортажной» технике. У Рахманкуловой то же тяготение к яркому, сочному натюрморту, та же страсть к цветам.

Натюрморты Рахманкуловой напоены солнцем, они душисты и праздничны, но иногда печальны, как дождливый весенний вечер. Это – окна, открытые в цветущий сад. В них мелодия и запахи весны, торжество цвета. На акварельных листах нет ни одного выписанного листочка или отдельного цветка, но когда подходишь к «Подснежникам», физически ощущаешь их влажность, нежную первозданность лепестков и хрупкость стеблей.

…Её работы экспонировались на всех зональных и республиканских выставках, она – участник ряда всероссийских и III Всесоюзной выставки, акварели, где были представлены лучшие работы четырёхсот авторов разных поколений, школ, направлений.

Впервые в технике акварели художница обратилась в 1961 году, будучи уже известным живописцем. Предстояла поездка по Европе. Так родились её первые акварельные репортажи (этюды «Зелёная вода», «Порт Пирей», «Корабли на горизонте» и др.). Это был тонкий поэтический рассказ о неповторимой красоте солнечной Италии и других европейских стран.

- Именно тогда я почувствовала, что душа моя в акварели, - признаётся Гайша Рахманкулова.

- Изучала акварельную технику прибалтийских художников. Они первыми «восстали» против традиций раскрашенного рисования и начали писать «по-сырому», то есть по предварительно намоченной бумаге. В живописи «по-сырому» я открыла для себя какую-то необъяснимую прелесть и… «заболела» акварелью.

Г. А. Рахманкулова писала Волгу, Гурзуф, выезжала на лето в глухие татарские деревни, изображала Казань со старыми башнями кремля, площадями, улицами и скверами. Татарская изба с тёплым, уютным миром народного быта, работящие деревенские люди, сельские пейзажи, натюрморты – всё есть в её творчестве.

Если зритель ощущает запах весенних цветов или улавливает румянец на лице деревенской женщины на акварельных работах Гайши Рахманкуловой, то это главное, для чего творит художник.

Ю. Фролов

советский художник, живописец, пейзажист, мастер тематической жанровой картины. Челн Союза художников СССР.

 Опубликовано: Вечерняя Казань, 26 ноября 1981 г.

 

В нашей коллекции Вы можете увидеть и приобрести уникальные работы Гайши Рахманкуловой перейдя по ссылке картины гайши рахманкуловой